Home   About master

О мастере

Алексей Алексеевич Королюк (16.02.1933 — 10.05.2002) — советский и российский скульптор и медальер. Выпускник факультета монументально-декоративной скульптуры ЛВХПУ им. Мухиной 1960 года, член Союза художников СССР с середины 60-х, первый президент Клуба медальеров Ленинграда. Кавалер Ордена Дружбы народов 1968 года.

 

Алексей Алексеевич Королюк родился 1933 года в семье одного из руководителей ленинградской промышленности, трагически погибшего во время блокады. Подростку, оставшемуся с матерью, впоследствии нужно было решить дилемму: отдать ли предпочтение музыкальной деятельности или посвятить себя изобразительному искусству. И в том, и в другом Алеша проявлял значительные способности.

Бывший блокадный мальчишка, простаивавший часами в тяжкие блокадные годы на берегу Невы, чтобы скромными уловами рыбешки как-то поддержать любимую мать и себя, страдающих дистрофией, был покорен уникальной красотой нашего города и под её воздействием решил заниматься искусством.

После занятий в Таврической художественной школе (ныне Училище имени Н.И. Рериха) он поступил и в 1961 году с отличием окончил высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной (ЛВХПУ), как тогда именовалось бывшее Училище технического рисования барона Штиглица. На факультете монументально-декоративной скульптуры он занимался под руководством профессора В.Л. Симонова, широко известного по воссозданию в 1947 году фигуры Петергофской статуи Самсона, уничтоженной фашистами во время войны. Среди учителей был также и В.И. Ингал, автор памятника Римского-Корсакову в Петербурге.

Созданные А.Королюком после окончания ЛВХПУ монументальные работы относятся к непопулярной, к сожалению, ныне теме, связанной с защитой советской власти и войной: памятник М.В.Фрунзе перед Арсеналом, гатчинский мемориал подпольщикам, памятник-саркофаг погибшим во время Отечественной войны сотрудникам научного объединения «Поиск», памятник летчику-герою Ермилову.

В число не потерявших актуальности и популярности в наши смутные и разношерстные дни следует включить выполненный в соавторстве с давним коллегой В.С.Ивановым трехметровый рельеф «М.В.Ломоносов» для подземного перронного зала одноименной станции метро.

Тонким лиризмом и теплотой отмечена портретная беломраморная доска А.Н.Радищеву, установленная на здании церкви Волковского кладбища, где по преданиям был захоронен опальный писатель, могила которого не сохранилась.

Многие рельефы, в основном портретные, выполнены скульптором для отечественных военных кораблей и атомоходов.

В настоящее время завершается работа над серией монументальных медальонов «Великие зодчие Петербурга» в соавторстве с профессором В.С.Васильковским для подземного вестибюля станции метро «Невский проспект».

Таковы некоторые из монументальных работ скульптора, для которого основным делом жизни стало все же медальерное искусство, носившее в нашей стране вплоть до шестидесятых годов отпечаток некоторой сухости, как по изобразительным средствам, так и по идейной направленности. Лишь появление работ группы талантливых скульпторов, среди которых были Игорь Дараган, Марк Шмаков, Юрий Нерода, Вера Акимушкина, Аглая Кнорре, Ангелина Леонова, Ангелина Филиппова-Рукавишникова и, в первую очередь, Алексей Королюк, привело к Ренессансу советской художественной медали, достойно обогатившей мировое медальерное творчество и послужившей стимулом и школой для творцов более молодых поколений. К этому хочется добавить пусть субъективное, но искреннее убеждение автора данных заметок, посвятившего собиранию и изучению медали полувековую часть жизни, что, вероятно, дает ему право выразить свое мнение. Медаль – это самый высокий вид изобразительного творчества. Можно быть хорошим рисовальщиком, прекрасным скульптором, великолепным графиком, блестящим прикладником и даже живописцем, но чтобы создать полноценную медаль, нужно обладать в полной мере всем этим комплексом художественных способностей, добавив к ним еще и обширные познания в истории и культуре.
Уже одной из первых своих медалей, посвященной Матвею Казакову и экспонировавшейся на зональной выставке в 1964 году, Королюк заявил о себе как о большом мастере. Лаконизм и выразительность портрета, безупречная композиция обеих сторон позволяет отнести эту работу к жемчужинам отечественного медальерного искусства.

С тех пор Мастером было создано свыше шестидесяти тиражированных Монетным двором медалей и плакет весьма широкого тематического диапазона. Естественно, основной была тема, связанная с русской историей, культурой и её выдающимися деятелями. Подвиг России в Отечественной войне 1812 года всегда живет в благодарной памяти народа. Одному из героев войны, Михаилу Илларионовичу Кутузову, посвящена медаль, созданная Королюком к 150-летию со дня его смерти. Островыразительный портрет проставленного полководца на лицевой стороне дополнен словами А.С.Пушкина – на оборотной: «Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России».

В 1964 году отмечался 250-летний юбилей победы русских моряков при Гангуте. Это событие в разное время было отмечено выпуском более тридцати нумизматических памятников. Тем сложнее оказалась задача, поставленная перед автором юбилейной медали, ибо велик был соблазн повторить сюжет одного из ранее созданных произведений. Медальер с честью справился с ней. Им была создана совершенно оригинальная медаль, в очередной раз достойно отразившая одну из побед Петра 1 с его выразительным портретом на фоне сцены морского боя. Петровская тема позднее была продолжена автором и в других медалях. Так на реверсе медали Кораблестроительного института помещен прекрасно вылепленный ботик Петра и его призыв: «Морским судам быть!».

К одной из вершин творчества медальера относится медаль в память 600-летия Куликовской битвы. Её созданию предшествовала подготовительная работа, знакомство со многим историческими и иконографическими материалами. Например, прежде чем «посадить» Дмитрия Донского на коня, автором были внимательно осмотрены лошади Конной школы высшего спортивного мастерства, сделаны многочисленные наброски и эскизы. В отборе лошадей для «натуры» принимал участие лучший в то время эксперт по коневодству, ныне покойный С.Н.Рошаль. В истории создания этой медали имеется такая «достопримечательность». На оригинале герой битвы был изображен перед знаменем Спаса, а надпись гласила: «Князь Дмитрий Донской». Ленинградским Монетным двором уже были отчеканены пробные образцы, когда бдительные партийные функционеры потребовали исключить из композиции голову Спаса и слово «князь». Основная часть тиража штамповалась «исправленными» штемпелями. Попутно заметим о желательности повторения тиража данной медали авторскими штемпелями, тем более, что они сохраняются на заводе. Это оправдано исключительной популярностью темы в современном обществе и её высокими художественными достоинствами.

Работа Королюка над медалями свидетельствует об исключительной добросовестности скульптора и его стремлении обогатить избранную тему содержательными и емкими лицевыми и, в равной степени, оборотными сторонами. На созданной к 1978 году к 150-летию Технологического института медали помещено шесть клейм-медальонов с портретами выдающихся ученых. Каждая из этих пластических миниатюр могла бы послужить оригиналом для самостоятельной медали. Также «многодельны» медали, посвященные Горному, Строительному, Кораблестроительному, Холодильному, Авиационному имени Можайского институтам, Академии Художеств и другим заведениям нашего города.

В 1975 году в Ленинграде прошел Международный ботанический конгресс. Его эмблему – земной шар на фоне листа березы поместил художник на плакетке, специально выпущенной к этому событию. На оборотной стороне виртуозно вылепленная фигурка богини Флоры. Конгресс проводился под эгидой Международного союза биологических наук, отмечавшего в том же году 125-летний юбилей. Ему посвящена вторая плакета с портретом Карла Линнея, систематизировавшего животный и растительный мир. Шведский коллекционер Ульф Нордлинд неоднократно отмечал сохраняющийся до сего времени особый интерес, проявляемый земляками ученого к данной плакете.

Среди работ автора – медаль, выпущенная к 225-летию Академии Художеств в 1982 году. Она знаменательна тем, что впервые в советской медальерной истории в ней помещено изображение старой русской медали, чеканенной по случаю основанию Академии. Этот факт послужил своеобразным стартом для многих авторов, использовавших впоследствии этот приме при создании памятных монет и медалей. И еще одна интересная деталь: здание Академии показано с фигурой Афины, богини художественного мастерства, венчавшей до начала девятисотых годов купол. Впоследствии из-за ветхости фигура была снята. Хочется надеяться, что это напоминание послужит воссозданию скульптуры и возвращению зданию первоначального вида, соответствующего архитектурному замыслу Ж.Б. Валлена-Деламота и А.Ф. Кокоринова.

Особое место в творчестве Королюка занимает Эрмитаж. Еще в 1967 году по заказу Внешторгбанка СССР им был создан оригинал медали, предназначенной для тиража в золоте. На оригинале воспроизведена картина Пикассо «Любительница абсента» из эрмитажного собрания. С большим художественным вкусом передал медальер настроение сюжета, посвященного теме трагического одиночества обездоленных людей. К великому сожалению медаль не была тиражирована. В 1989 году к 225-летию Эрмитажа Королюком был создан «комплект», состоящий из двух плакеток и основной юбилейной медали, на лицевой стороне которой помещено изображение золотой скифской фигурки оленя. На оборотной стороне – здание Нового Эрмитажа со знаменитым подъездом, украшенным прославленными фигурами атлантов, созданных по модели немецкого скульптора И.Гальбига при участии А.И. Теребенева. На плакетах, поражающих бережным отношением автора к оригиналам, его стремлением с возможно большим сходством передать медальерным языком произведения двух величайших мастеров итальянской живописи, помещены «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи и «Мадонна Конестабиле» Рафаэля. Эти работы Королюка заняли одно из почетных мест в русском медальерном искусстве. Хочется надеяться, что тема Эрмитажа будет продолжена в его замечательном творчестве.

Особо любимой темой для медальера предстает культура Франции. Помимо медали «Фальконе» Королюк посвятил свои работы Бальзаку, Эдгару Дега, Жан-Жаку Руссо.

К французской теме относится и медаль, посвященная великому микробиологу Луи Пастеру, исполненная по заказу института, носящего его имя. Медаль была тепло встречена отечественной и зарубежной прессой, о чем свидетельствует, в частности, публикация в самом престижном бюллетене Парижского монетного двора. «Биография» этой медали знаменательна еще и тем, что в 1982 году она побывала в космосе на борту станции «Салют-7» вместе с интернациональным экипажем СССР-Франция, проводившем научные исследования по программе, разработанной учеными института. На оборотной стороне медали слова Пастера: «…верю, что знание и мир восторжествуют над невежеством и войной».

Одна из работ из числа созданных в последние годы – это тиражированная Петербургским Монетным двором плакета «И.И. Левитан». Оригинальный поясной портрет выполнен по мотивам графической работы Л.Бакста и удивительно точно передает душевное состояние болезненного художника, прискорбно рано ушедшего из жизни.

Работы А.А.Королюка с успехом демонстрировались на многочисленных международных и иных престижных выставках. В ряде конгрессов, сопровождавших выставки, Королюк принимал непосредственное участие (Краков, 1975 г.; Будапешт, 1977 г.).

Свидетельствами взаимных добрых чувств художника и его друзей являются плакеты в память главного художника Ленинградского Монетного двора Н.А. Соколова, главного инженера того же предприятия В.Е. Мигачева, много сделавшего для совершенствования технологии производства монет и медалей, в честь директора завода «Монумент-скульптура» В.П.Степанова. Особой теплотой отмечена юбилейная плакета, в честь нашего крупнейшего в исследованиях медальерного искусства специалиста Е.С. Щукиной, посвятившей, в свою очередь, художнику такие строки:

«Воспел он подвиг русской славы,
Сынов воинственных держав:
Петра, Донского, Ермака…
Его прилежная рука
Изобразила Фальконета
И памятник, известный свету
Как «Медный всадник».
Увековечена в металле
Плеяда доблестных умом,
Вершителей благих трудов:
Домье с улыбкой свободной
И Скотт – романтик благородный,
Слегка язвительный Линней,
Бальзак в кругу живых теней.
Пастер – спаситель человека,
Коперник – сын великий века
И Данте отрешенный…»
  

В 1968 году А.А. Королюк был награжден орденом Дружбы народов. Благополучное медальерное творчество благодаря его мужеству справедливо сравнимо с подвигом, ибо по злой воле рока оно совмещалось с многочисленными тяжелыми физическими травмами, последующими сложными хирургическими операциями и моральными переживаниями. И каждый раз художник все-таки находил в себе силы, чтобы перенести страдания и вернуться к столь необходимому людям творчеству.
Благополучия и новых успехов тебе, наш дорогой друг Алеша!

Д.Робинсон